Описание Воскресенье
Известный чиновник из мэрии провинциального российского города получает записку: «Скоро умрёшь». Не придав этому значения, он готовится провести очередное воскресенье по намеченному графику — семейные вопросы, личное, работа, разное... Но это воскресенье пройдёт по-другому. С утра оно покатится с горы, сметая по пути все планы, внешнее благополучие, и, возможно, жизнь.
-
Мнение
-
- Время от времени в отечественном прокате появляются фильмы, от которых веет любимой русской тоской и самокопанием. Еще на стадии постера или описания становится понятно, что кино будет скорее о философии бытия в целом, чем о каком-то конкретном событии.
Поэтому подобные картины стоит смотреть не с точки зрения логичности сюжетных линий или достоверности фактов, — а с точки зрения актерского мастерства и душевного трепетания после просмотра. Здесь очень тонко играют на зрительских нервных окончаниях: дергают за ниточки совести, страха, давят на давно спящее чувство справедливости... Давят и на любимейшую мозоль: показывая отчаяние и горе маленького человека перед системой и перед человеком этой системы.
Особое внимание стоит обратить на прекрасный дуэт Алексея Верткова и Веры Алентовы. Совершенно особенная деталь фильма, где между матерью, душным грузом лежащей на плечах у окружающих, и сыном, который постоянно ускользает за рамки морали, — на самом деле куда больше общего и отрицательного, чем они думают.
После таких фильмов людям обычно не хочется жить. Но именно для таких эмоциональных встрясок и необходимо искусство кино.
Советую встряхнуться.
- В Российской Федерации есть особая когорта режиссеров, возглавляет которую лауреат кинопремий Звягинцев, которая за киноискусство считает погружение всего вокруг в смрад и ужас. Чем больше, но тоньше измазана фекалиями реальность, тем кино ближе к шедевру! Люди в этом сообществе «высокого полёта» и с тонким чувством прекрасного, поэтому и погружать всё в уныние нужно тонко, аккуратно и красиво через реплики, взгляды, движения или отдельные сцены!
Если бы я оценивал данный фильм именно как любитель «Нелюбви», «Левиафана» и подобного, то я бы присудил высшую награду данному фильму. Поскольку фильм за 1:22 успевает совершить титаническую работу, ввести и быстро вывести из сюжета множество героев, поставить каждого из них в специфическую ситуацию, где он с головой ныряет в свой особенный нужник.
Данная кинокартина, как и «Левиафан», для меня сравнима с комиксами Марвел, поскольку в ней всё также гипертрофировано и нереально, случается в один момент и с одним человеком всё то, что произойти одномоментно не могло с высочайшей долей вероятности, однако именно это создает «вау-эффект», что комиксам, что подобным драмам!
Почему я ставлю именно «Воскресенье» на пьедестал драм «звягинцевского» типа!? Главный герой фильма имеет четкую, читаемую дугу характера которая, во-первых имеет явно сложное строение, он не «черно-белый», во-вторых дуга характера претерпевает изменения к концу фильма, чего не случается с героями «слабых» фильмов данного жанра, дуги характера нет в вышеупомянутых кинокартинах.
Отдельно я бы отметил прекрасную работу операторского состава, что снова роднит для меня этот фильм с Звягинцевым и его «Нельбовью», отличные ракурсы, красивое чередование планов, приятные цвета в кадре, хороший выбор оптики для разных ситуаций и создания нужной глубины — любо-дорого смотреть!
У фильма явно есть сильные стороны, но я лично не хочу видеть мир таким, с учетом того, что он не является настолько беспросветным, выход из ситуации, которую принял главный герой меня не устраивает и я четко осознаю, что это моё субъективное мнение!
- Общее впечатление: У данной картины своя необычайно грустная и одновременно тяжелая атмосфера, погрузившись в нее и смотря на лицо ГГ — чиновника Терехова (Алексей Вертков), чувство отвращения и усталости переступают края отчаяния, сползают по лику актера, отпечатываясь и на нас, зритель становится невидимым спутником событий, коие изменили судьбу Терехова.
Действия в фильме разворачиваются всего лишь за 1 день, но происходящее на экране, умело компонуется среди героев, которые, в принципе, все устали от жизни, выполняя отточенные движения день за днем: чиновник старается делать свою работу; мать его (Вера Алентова) — пытается спокойно умереть, припоминая, что в хосписе уж явно лучше; прислуга, помогающая больной матери героя, и та устала от старухи и вечных упреков, неверия; бывшая жена, насевшая сверху и требующая денег и внимания к ребенку, увязла в своих криках, а тут еще и с любовнице не лады. К слову, каждый герой этой ленты несет печальный оттенок, здесь нет счастливых, здесь есть несчастные люди, обиженные, зажатые и почему-то каждый несет свое горе, как будто в этом фильме лишь черная полоса, белую не нарисовали намеренно, изобразив темную сторону, жизнь как она есть. А записка с надписью «Скоро умрешь» — лишь поверхность, на самом деле, в душе, здесь все давно умерли
Помимо названных героев, имеются и повседневная рутина — активисты, пенсионеры, несбыточные желания, безденежье и наше подрастающее поколение ненужных детей, за развитием которых разве что по головке камешком можно погладить) Как понимаете, мрак — это не условность, а синоним ленты и повседневность жизни, облаченная в розовые очки, которые упорно не хотят снимать многие люди.
Выделяемая добротная актерская игра, вливается в ленту какими-то угловатыми кадрами. Герои разбросаны по углам экрана, заполняя края картины, оно и ясно, не столь внимание на них, как на повседневности, которая не несет в себе ничего хорошего.
Это реальное кино, без прикрас шуршащего фантика и прочей мишуры, депрессивное, но такое какое есть. Заканчивается вот только на метафоричной ноте, можно даже сказать красиво, давая надежду, но не ждите от этого фильма просветление, воскресенье — это лишь день, а намек на светлое, всего лишь намек, обещание, которыми бросаются люди, но, увы, срок выполнения у всех разный.
- Строчка из «Божественной комедии» точно описывают состояние героя Алексея Верткова, главного героя фильма «Воскресенье». Режиссер Светлана Проскурина предлагает шагнуть не в стихотворную метафору «Ада» Данте Алигьери, а в прозаическую реальность российской глубинки вместе с провинциальным чиновником Дмитрием Тереховым.
Без чернушных мотивов автор ленты «Перемирие» проводит по лесу потерянных в нем персонажей, среди которых держит путь Терехов. Он не знает, куда приведет его дорога, начавшаяся в воскресный день с записки «Скоро умрешь». Герой проходит мимо любовницы, шагнувшей с балкона. Оставляет больную мать на попечение холеной сиделки. Дмитрий с натугой пытается поговорить с дочерью и безучастно слушает проблемы бригадира участка.
Алексей Вертков меланхолично ёмко отыграл персонажа, который погряз в черноте человеческого равнодушия и черствости. Свет надежды больше не исходит от умирающей матери с проникновенной игрой Верой Алентовой. Его не страшат угрозы влиятельного друга семьи Кочергина (Владимира Ильина). Он бредет дальше в чаще одиночества.
Создают мрачную эстетику картины монотонные диалоги, изредка пестрящие матерными словами, скрипучая музыка, пустые взгляды и тишина. Эту тьму полного безразличия нельзя разогнать конвертами с пятитысячными купюрами, забыться в объятиях женщин. Вместо слов поддержки персонажи произносят «какая разница». В любой интонации цитата звучит холодно и обречено, как могильная плита, как воды реки, на которую смотрит главный герой. В конце концов он устал от того, что всем все равно, даже волонтерам, которые возвращают ребенка родителям алкоголикам. Дмитрий не в силах ничего изменить, кроме как...
Финал истории можно трактовать по-разному. Светлана Проскурина оставляет выбор за зрителем, который придет на фильм не забавы ради, а готовый найти выход из сумрачного леса нашей реальности и не смирится с безысходностью. - «Воскресенье» — фильм с программы 41-го ММКФ. Как известно, если в России в принципе выходит артхаус, то критики сразу поддают незаслуженной похвалы. Потому понять, какого качества окажется кино, решительно невозможно. Может быть крепкая работа вроде «Выше неба», а может недо-артхаус типа «Амбивалентности», «Это не навсегда» и других. Остаётся только одно — давать фильмам шанс. Что же предлагает нам «Воскресенье» Светланы Проскуриной?
Сферическая чернуха в вакууме. Я, безусловно, тоже не дурак покритиковать Россию, но то, что мы видим в «Воскресенье» — слишком. Главный герой здесь — чиновник средней руки из Московской области. А таковые у нас, как считают создатели, не люди. Он делает что-то дурное только и только потому, что чиновник. Как и все госслужащие. Они в прямом смысле стоят и размышляют о том, как бы похуже насолить своему народу. «Простые» же люди ничем не хуже: в «Воскресенье» это исключительные не то дикие звери, не то варвары, которые только и смотрят, как бы вцепиться злобному чиновнику в глотку. Бонусом идут: агрессивная бывшая жена, которой не достаточно алиментов, откровенно глупая, несмотря на возраст, дочь, школьники-гопники, говорящие «дратути» и нападающие на взрослых, расист, гастарбайтеры, разделывающие барана, а взяточники все поголовно. Как говорится, выбирайте, кто здесь вы.
Почти вся фабула фильма сводится к томному хождению и созерцанию «всего этого ужаса». Каждый кадр словно кричит: «Ну посмотрите же, насколько всё плохо». Даже когда действие перемещается в красивый загородный дом богатеев, гости обсуждают способы убийства людей. Маразм крепчает. Но выразить конкретные претензии к России создатели не могут. Картина скатывается в нытьё, смотреть которое полтора часа невыносимо. И тут им плохо, и там плохо, а что делать — неизвестно.
Тысячу раз следующая мысль была высказана, но я повторюсь. Даже у Андрея Звягинцева в «Нелюбви» (простите, Андрей Петрович, за сравнение) были некоторые лучики света, несмотря на то, что в целом всё было «плохо». У Светланы Проскуриной такого нет. У неё, как в той записке, указанной в аннотации, говорится, что мы все обречены. А Россия (как же) тем более.
Кстати, о записке «скоро умрёшь», о которой сказано в аннотации. Нет, никакой интриги не будет. Более того, записка интриги даже не создаст. Безжизненное наблюдение за чернухой — всё, что может предложить «Воскресенье».
Актёры? Здесь нет важных ролей второго плана, потому могу отметить лишь Алексея Верткова, которому удался тот больной гиперболизированный образ нехорошего чиновника.
Итог. Даже «Амбивалентность» можно методично обливать грязью, рассматривая задумки и их реализацию. Но в «Воскресенье» нет никакой задумки. Только безыдейная чернуха. Хорошо, что мы живём не в мире Светланы Проскуриной.