«Обитель проклятых» — это пример фильма, в котором реализуется концепция о том, что все не то, чем кажется. Такие фильмы, как правило, интригуют зрителя, держат в напряжении, утаивая самую шокирующую правду напоследок.
У режиссера Брэда Андерсона дело обстоит не совсем так: очень скоро зрителю не намекают даже, а прямым текстом сообщают о революции, которая произошла, если выражаться гоголевскими терминами, в богоугодном заведении — больные взбунтовались под предводительством самого буйного больного и бросили врачей в темницу. Да, в финале создатели картины пытаются вырвать у зрителя возглас изумления, раскрывая ловко припасенные в рукаве карты, но по-настоящему удивить никого не удается.
При том, что это кино в основном посвящено разного рода психам и их отклонениям, цельной, обволакивающей и будоражащей атмосферы массового психоза, истерии, страшной и пугающей опасности здесь нет. Все довольно буднично и размеренно, что позволяет в процессе просмотра фильма рассуждать на смежные темы. Я в какой-то момент постарался свести воедино эту историю с греческой Титаномахией и отметил для себя довольно любопытное сходство «доктора Ламба» с титаном Кроносом. Он не только свергает жестокого тирана, но и сам затем превращается в тирана и, понятно, что и его ждет в конечном счете падение, причем ровно от того же инструмента, которым он обеспечивает себе власть.
- Мы все безумцы, но не у всех хватает безумия в этом сознаться.
Помимо, может быть, притянутой мною за уши древнегреческой аллюзии, есть во всей этой истории и зерно горькой иронии, направленной на современную борьбу за власть: очень часто к власти приходят настоящие психи и фанатики и подчиняют себе вроде бы здоровое общество. Но вот ведь в чем штука: если к власти приходит псих, так ли здорово на самом деле общество? Если в больнице псих устраивает переворот, так ли здоровы те врачи с их садистскими методами?
Любопытно, что кино, снятое, наверняка, в большей степени для развлекаловки зрителя, сподвигло меня на довольно глубокие размышления. А все потому, что повествованию не хватило интриги, не хватило каких-то неординарных, цепляющих ходов. Тема нетривиальная, но проработана она довольно слабо. Этой бы картине «голивудовщины» добавить, чтобы прямо искрило, чтобы зрителя в мандраж вгоняло, вот тогда мог бы получиться отменный триллер с невероятным поворотом в конце, как, например «Остров проклятых» с Ди Каприо. Но здесь этого нет и в помине. Все красиво, чинно, ладно, но хочется не впитывать всеми порами атмосферу картины, а погружаться в думы, что, конечно, тоже полезно, но не всегда идет на пользу конкретной картине.
Про актеров можно сказать примерно то же, что и про атмосферу фильма в целом: Кейт Бекинсейл, Джим Стерджесс, Бен Кингсли, Дэвид Тьюлис, Майкл Кейн и Брендан Глисон играют ровно и спокойно, без каких-то порывов, которые должны быть свойственны такого рода картинам.
P.S. Один балл накинул только за попытку хоть что-то неожиданное показать в концовке фильма.
-------------------------------------------------------------------------------------
Все было прекрасно до тех пор пока история этого фильма хоть как-то но следовала почерку Эдгара Аллана По, мрачные тона, декорации, загадочные персонажи. А чуть позже экватора видимо включается Брэд Андерсон и фильм «Обитель проклятых» становится стандартным и прогнозируемым триллером.
Кстати в этом случае ругать местных локализаторов даже не хочется, которые сочли, что поскольку фильм Андерсона итак несет другое название чем рассказ Аллана По, так почему бы не привязать к ставшим культовым «Островом проклятых» Скорцезе. Тематика и жанр обеих фильмов похожи, но разница уж больно ощутимая.
Персонаж Стерджесса, возможно, и подразумевал какого-то смазливого романтика, но бесспорно перспективный актер полностью испортил своей игрой этого персонажа. Кейт Бекинсейл аналогично не уловила свою героиню, то она нормальная, то сумасшедшая, никакого чувства грани, лишь «мебельная» интерпретация текста сценария.
Остальной актерский состав играет посредственно, при таких персонажах больницы можно было выдать несколько взрывных ролей, но этого не удалось никому из присутствующих, а те, кто сыграл более-менее, их было откровенно мало в кадре. Как итог — перспективная история не использовавшая свой потенциал, особенно эта разница чувствуется в сравнении в подобной картиной режиссера Мартина Скорцезе.
[/b]
-------------------------------------------------------------------------------------
1899 год. Под зловещие раскаты грома молодой врач из Оксфорда Эдвард Ньюгейт (Джим Стерджесс) приезжает в закутанную туманом и затерянную в горах психиатрическую лечебницу.
Молодому психиатру необходимо получить практический опыт, поэтому он уговаривает главного врача клиники доктора Лэмба (Бен Кигсли) взять его своим ассистентом.
В этом роскошный замке содержатся особые пациенты: психически нездоровые родственники высокопоставленных особ и члены знатных фамилий с шизофренией, деменцией, истерией и неизлечимым (!) гомосексуализмом. Никто не заинтересован в их скорейшем выздоровлении и возвращении в общество. Эти люди — стыд и унижение, про которые следует поскорее забыть.
В тот же день Эдвард знакомится с пациенткой клиники Элизой Грейвз (Кейт Бекинсейл), которая в припадке истерии откусила ухо и выколола глаз своему мужу-молодожену (правда, по слухам муж отличался особыми вкусами).
Конечно, у Эдварда и Элизы начинается сумасшедшая (упс) любовь с первого взгляда.
Новоиспеченный доктор с удивлением обнаруживает, что его коллега Лэмб практикует особый метод «лечения» больных, который и не лечение вовсе: больным полностью потакают, поддерживают их аллюзии.
Более того, персонал, да и сам доктор Лэмб, ведут себя странно. Пациенты разгуливают на свободе, едят и распивают вино в одной столовой с персоналом.
Очень скоро этот странный фарс превращается в безумную карусель, в которой не понятно, кто есть кто. Кто сумасшедший, а кто нет? У кого гуманные методы лечения, а кто жесток? И самое главное: к какому клану примкнет главный герой?
Еще один фильм про психушку, в которой творится «что-то не то» — уже не новость, ведь пытаться работать на той же территории, где недавно проехался на бульдозере сам Скорсезе — дело неблагодарное. Даже «Остров Проклятых» был неудачей, о которой мэтр не любит говорить.
Еще одна практически невыполнимая задача — экранизировать самого По, чтобы было по-настоящему, по-взрослому страшно.
По ходу повествования режиссер Брэд Андерсон со школьной методичностью разбрасывает подсказки, которые без особого труда «щелкает» любой киноман-любитель. Есть несколько твистов, но дух не захватывают — они вполне ожидаемы. Катастрофически не хватает саспенса. Кожей чувствуешь — вот сейчас что-то случится — и оно тут же происходит.
Создается впечатление, что были взяты правильные ингредиенты, все точки были расставлены в под линейку в нужных местах, но режиссер изначально взялся за неподъемный труд и тем самым создал одноразовый фильм, который не хочется пересматривать еще раз.
-------------------------------------------------------------------------------------
Уж не знаю, как вам, а мне кажется, что если положить в основу фильма один из блистательных рассказов гениального Эдгара По и заполучить замечательнейший каст в лице Бена Кингсли, Майкла Кейна, Джима Стёрджеса, Кейт Бекинсейл, Дэвида Тьюлиса и Брендона Глиссона, от одного перечисления имён которых уже кружится голова, то можно снять пусть и не шедевр, то хотя бы фильм с претензией на него. Брэд Андерсон же, автор пусть и шаблонного, но крепкого триллера «Тревожный вызов», явил своей «Обителью проклятых» образец того, как имея на руках все вышеперечисленные козыри, снять пусть и ровный, но ровно ни на что не претендующий фильм.
1899 год, канун Рождества... Выпускник медицинского факультета Оксфорда, талантливый доктор Эдвард Ньюгейт, мечтающий практиковать психиатрию, прибывает в клинику для душевнобольных Стоунст. Лучшего места для воплощения его мечты, кажется, не найти- в клинике, расположенной вдали от цивилизации, содержится всего несколько десятков больных, представителей известнейших дворянских родов Великобритании, включая кузину самой королевы. Однако, проведя в клинике всего несколько часов, Эдвард вдруг понимает, что методы лечения доктора Лэмба, стоящего во главе клиники, которые можно мягко назвать не вполне ортодоксальными-самое безобидное, что ждёт его в Стоунсте, носящем негласное название «Обитель проклятых..»
Первое же, что напрягает с самого начала просмотра «Обители проклятых»- гремучая смесь жанров. Андерсон пытается жонглировать многими из них, при чём, как неумелый жонглёр вечно роняет мячики, разбрасывая их в разные стороны и не удовлетворяя в итоге потребностей поклонников ни одного отдельного жанра. Хоррор сменяется триллером, историческая драма- социальной сатирой, фарс- романтической историей... При чём всё это происходит с такой скоростью, что зритель просто устаёт от этой бесконечной гонки по жанрам.
Дальше- больше... О негуманности содержания душевнобольных в приютах для умалишённых говорилось во многих предшественниках «Обители проклятых»- и в «Палате», и в «Подмене», и в «Острове проклятых», и в «Пролетая над гнездом кукушки». Думаю, вряд ли сегодня найдётся зритель, который бы рискнул утверждать, что содержание душевнобольных в одиночках, заключение их в кандалы, пытки водой или электрическим током- законные методы. Андерсон же настолько навязчиво и пафосно убеждает нас в том, что это негуманно, стучась в давно открытые двери, что к концу фильма начинает раздражать.
И всё же некоторые козыри спасают «Обитель проклятых» от полного разгрома- это и великолепная актёрская игра (особенно хочется выделить Бена Кингсли, великолепного в роли врача-психопата и Кейт Бекинсейл, вполне убедительную в образе сильной, но уязвимой женщины), и припасённые режиссёром на самую концовку несколько сюрпризов, делающих ту самую концовку неожиданной и нетривиальной.
Вердикт — на вышедшую в преддверии наградного сезона «Обитель проклятых» зрители возлагали слишком большие надежды, ведь на фильмы с его сценарным потенциалом и актёрским кастом, номинации на «Золотые глобусы» и «Оскары» сыплются обычно, как из рога изобилия. На деле же у Андерсона получилась хоть и стильная, насыщенная событиями лента без сюжетных провисаний, но в результате смешения жанров она получилась какой-то разбросанной, и посмотреть её, в принципе, можно, на многое, правда, не рассчитывая...
-------------------------------------------------------------------------------------
Экранизация романа Эдгара Алана По. Звучит как мрачное предзнаменование для всех тех людей, что знаком, пусть даже и поверхностно, с творчеством сего писателя, ведь не смотря на то что, романы данного человека экранизируют с заметной периодичностью, достойные кинополотна можно было бы пересчитать по пальцам, причем хватило одной руки. А тут на тебе, экранизация пусть и не самого известного рассказа писателя, но весьма любопытного и в какой-то мере даже ироничного, с хорошими актерами как на главных, так и на второстепенных ролях, смущало разве что наличие в режиссерском кресле человека, который специализируется по большей части на сериалах, а не на полнометражных картинах, но чем черт не шутит, давайте дадим режиссеру, а вместе с ним и фильму, шанс. Итак, это — «Обитель Проклятых».
1899 год. Эдвард Ньюгейт — молодой и наивный идеалист, что мечтает изменить этот мир к лучшему. И для этого, сей достойный юноша решил стать тем, кого в ту пору, да и сейчас, называют — мозгоправом. Да, вы правы, Эдвард Ньюгейт — начинающий психотерапевт, которому отчаянно не хватает практики, а потому герой молодой прибывает в психиатрическую лечебницу «Maison de Sante», дабы там получить так необходимые ему практические знания. Но каково же было удивление юноши, когда он узнал, что в клинике сей славной персонал больнице живет рука об руку со своими пациентами и относиться к последним не как к животным, а как к людям, что отчаянно нуждаются в заботе и понимание, что странно, ведь двадцатый век только вступает в свои права, а в ту пору психологи не могли похвастаться особым человеколюбием... да они и сейчас не могут, но то детали. И Эдвард, подстегиваемый собственным любопытством решает разобраться в том, почему пациенты данной клиники на короткой ноге с врачами и что это за странный шум, исходящий из подвала? Вот только за любопытство приходится платить и кто знает не станет ли платой за нее жизнь Эдварда Ньюгейта?
И перво-наперво о чем стоит сказать, так это о том, что режиссер выкинул весь юмор и иронию, что была в оригинальном произведение и решил сделать кинокартину как можно более мрачной и безысходной. И что я могу сказать? В визуальном плане фильм смотрится очень даже здорово. Начальная сцена с больницей окутанной туманом, черный ворон, давний гость романов По, что молчаливо взирает на происходящее и будто бы говорит герою — эта больница станет твоим последним пристанищем. Яркие и нарядные сумасшедшие, устраивающие хоровод, в то время как настоящий персонал этой больницы сидит в сырых и промозглых камерах и медленно умирает от холода и голода, прекрасно контрастируют друг с другом и за счет этого в голову даже не приходит мысли посмотреть на часы.
Также не подкачали актеры, благо сэр Майкл Кейн и сэр Бен Кингсли уже имели честь работать в паре в прекрасной английской комедии «Без единой улики» и потому создается ощущение, что старые друзья встретились после долгой разлуки, вот только в отличие от кино-пародии о похождениях Шерлока Холмса, в этом фильме актеры предстают перед зрителем, как два непримиримых противника, при этом нельзя сказать однозначно, кто из двух актеров хороший, а кто плохой, так как они оба по своему безумны. Прекрасным же цветком в этом царстве безумия выступила... нет, не она, а Софи Кеннеди Кларк, та самая медсестра Милли, чистая и наивная девушка с разумом ребенка. Прекрасный цветок розы в окружение сорняков. Так же приятно смог удивить Гийом Делони, которому в этом фильме досталась роль бывшего циркового уродца по кличке «Огр». Роль у него была небольшая, но то сколько чувств вложил актер в этот образ заставляет вспомнить о другом известном герое мирового кинематографа которого никто не понимал, о Франкенштейне. Ммм, что? Почему ни слова не было сказано об исполнителях главных ролей — Кейт Бекинсейл и Джиме Стёрджиссе? Возможно потому что актеры просто сыграли свои роли, хорошо сыграли, но ничем особых запомнится не смогли.
Так же любопытна сама идея противостояния демократии переходящей в анархию и тоталитаризма в одной отдельно взятой психиатрической лечебнице. Ведь режиссер, а до этого и Эдгар Алан По, задавал один интересный вопрос зрителю/читателю — кто в данной ситуации прав, а кто виноват? Возможно правы оказались все герои, а возможно они все глубоко заблуждались? Ответ будет дан вместе с финальными титрами, но как было сказано в самом фильме — не верьте тому что слышите и лишь половине того что видите.